Экстремальное вождение бизнеса

Главный навык экстремального вождения — смотреть в сторону возможного выхода. Человек так устроен, что руки и ноги автоматически отрабатывают то, что видят глаза. И если смотреть на препятствие, нога автоматически нажмёт на тормоз. Результат — потеря управления и разбитая машина. Но если смотреть в сторону выхода, тело вспомнит вложенные навыки и «вытянет» автомобиль из казалось бы безнадёжной ситуации.

В бизнесе принцип тот же. Взгляд в сторону проблем может и отодвинет катастрофу, но сделает её неизбежной. Единственная гарантия успеха — видеть выход.

Итак, где же выход, что делает бизнес успешным? Главное — это прибыль, достаточная для компенсации ошибок собственников, менеджмента и сотрудников. Ошибки людям в общем-то свойственны, а в наше время к ним добавились низкий профессионализм, неадекватность и безразличие. Поэтому сегодня главное условие успеха любого бизнеса — получение сверхприбылей.

Достаточно очевидно, что возможность получения сверхприбыли от рыночной ситуации совершенно не зависит. Растут рынки или падают, взлёт или кризис, всё это абсолютно неважно. Важно лишь, есть ли у конкретной компании возможность получать сверхприбыль, или такой возможности нет. Это отлично понимают профессиональные инвесторы, которые проекты без перспектив сверхприбыли просто не рассматривают.

В истории видно пять способов получения сверхприбыли: уход от налогов, бесплатные деньги, приобретение активов и ресурсов по заниженной стоимости, сверхэффективное использование ресурсов и монополия. Они есть всегда, меняется лишь доступность этих возможностей и степень риска для тех, кто «в игре». Доступность больше — растёт малый и средний бизнес, доступность меньше — возможности и активы консолидируются в руках корпораций, малый и средний бизнес фиксируется на уровне «парикмахерская-автосервис-кафе».

Посмотрим на текущее состояние дел.

  1.  Уход от налогов. Сюда включим всё, что связано с прибылью от экономии на платежах государству: налогов, акцизов, таможенных пошлин и т.п. Это ключевой, а зачастую и единственный источник сверхприбылей малого и среднего бизнеса. Доступность такой возможности снижается и в обозримой перспективе она будет «только для своих», только для системных игроков. Сегодня выстраивать малый и средний бизнес в концепции ухода от налогов просто безумие; скоро даже репетиторы будут ИП регистрировать.

  2. Бесплатные деньги. Денежные и товарные кредиты с очень низкими или даже с нулевыми ставками, а также кредиторка всех видов. Данную возможность используют все торговые сети, откладывая оплату товара на многие месяцы. Эта возможность широко применялась дистрибьюторами товаров из Китая, которые также получали товар со значительной отсрочкой платежа. На этом (невостребованные после мировых войн счета) выросли швейцарские банки.Это основная бизнес-схема кооперативов, акционерных обществ и стартапов; инвестиции и доход от размещения и роста стоимости акций не что иное, как деньги с нулевой стоимостью. Здесь есть интересная тенденция: покупка денег «за воздух». Люди готовы отдавать деньги за пустоту: за ничем не подкреплённые «будущие прибыли», «отличные перспективы» и прочие миражи, а сейчас ещё и за «виртуальную амуницию» и «игровую валюту». Это пузыри, которые регулярно лопаются. Заниматься ли этим, личное дело каждого.Доступность возможности также снижается, причём даже для крупного бизнеса, единственным источником бесплатных денег становится государство.

  3. Приобретение активов и ресурсов по заниженной стоимости. Труд рабов и заключённых, эксплуатация колоний, «шарашки». Приватизация. Все виды ломбардного бизнеса, рейдерства и «силового предпринимательства». Воровство, мошеннические схемы. Скупка активов разорившихся предприятий. В общем, дешевые трудовые ресурсы и экспроприация активов. Доступность данной возможности в силу сложной экономической ситуации даже немного растёт.

  4. Сверхэффективное использование ресурсов. Суть возможности — выжать из ресурса всё возможное и невозможное. СССР организовал производство военного времени, и выиграл войну. Китай организовал загрузку простаивающих низкоквалифицированных кадров, и стал первой экономикой мира. Контрактное производство — это вообще классическая схема, главное выйти на работу в три смены.
    Максимальный эффект достигается при загрузке традиционно недозагруженных ресурсов, например такси — успех Яндекса и Uber у всех перед глазами. Это тренд! В том числе и за счёт информационных технологий здесь реальный рост доступности. Выбираете любой недозагруженный ресурс, создаёте механизм повышения эффективности его использования, получаете готовый малый или даже средний бизнес.
    Всё тоже самое можно и нужно делать в рамках отдельного предприятия. Разработка и внедрение методов повышения эффективности работы сотрудников, эффективного использования оборудования и прочих активов, особенно оборотных средств, даёт потрясающие результаты.


  5. Монополия. Владение уникальным или ограниченным ресурсом: таланты, компетенции, технологии, патенты, оборудование. Ну и естественно природные ресурсы. А также монопольный контроль за какой-то частью рынка, как правило административный или силовой. Основной драйвер роста малого и среднего бизнеса в прошлом веке. Но сейчас не то, чтобы создать хоть малую монополию, но даже просто сохранить ранее созданную становится всё сложнее и сложнее. Доступность этой возможности активно снижается.

Подводя итог. Для малого и среднего бизнеса видно два стратегически перспективных направления:

  1. Укрепление связей с государством и корпорациями.
  2. Повышение эффективности использования ресурсов. Как для дальнейшей реализации полученных дополнительных результатов, так и для внутренних целей компании.

Последнее крайне важно, речь прежде всего о подходах к повышению эффективности работы сотрудников. Ведь традиционные методы подбора, мотивации и организации работы людей с современными вызовами зачастую просто не справляются.

Особая роль руководителям. Дипломатические качества и навыки выстраивать работу с государством и корпорациями сегодня, пожалуй, ценятся уже больше дипломов MBA. Ну а способность сформировать сильную команду единомышленников, убрать потери от внутренней конкуренции и направить усилия всех в одном направлении становятся важнейшими навыками и главным фактором успеха компании.